Восстановление бухгалтерского учета

УЗНАТЬ ТОЧНУЮ ЦЕНУ


Бесплатная консультация в течении 30 минут

Причины, по которым необходимо восстановить учет в компании, могут быть самыми разными. Что нужно сделать для восстановления бухгалтерского учета?

Ни в одном бухгалтерском стандарте нет понятия «восстановление учета», а так же методики проведения данной процедуры.

От конкретных вещей зависит методика восстановления учета универсального средства нет, а им енно: наличия либо отсутствия первичных учетных документов, состояние электронной базы данных данных, сданных отчетов в контролируемые органы.

Процедура восстановления бухгалтерского учета включает в себя несколько этапов.

1. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.

На первом этапе  оценивают состояние бухгалтерского учета.

На основании анализа наличия первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета проводится расчет затрат на восстановление учета и разрабатывается план действий.

На данном этапе выясняется, какая бухгалтерская и налоговая отчетность была сдана в налоговые органы, в ПФР и ФСС РФ.

Очень часто компании сдают электронную отчетность через операторов электронного документооборота.

2. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.

Действующее бухгалтерское и налоговое законодательство РФ не требует обязательного проведения инвентаризации при восстановлении бухгалтерского учета компании.

Но для правильного формирования остатков материальных ценностей необходимо провести их инвентаризацию.

Фактическое наличие материалов или товаров выявляется в процессе инвентаризации, которое сверяется с данными бухгалтерского учета.

Под имуществом организации, подлежащему инвентаризации, понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами – кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

Дополнительно инвентаризации подлежат материалы и товары, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете, находящиеся на ответственном хранении, арендованные или полученные для переработки.

Полученные по результатам инвентаризации остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, нужно оценить в стоимостном выражении. В том случае, если количество и номенклатура запасов невелика, то каждая единица оценивается по фактической себестоимости приобретения, а именно используются данные товарных накладных поставщиков. При наличии большой группы однородных материалов, можно их оценить по средней себестоимости.

Так же нужно провести инвентаризацию основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений компании. Если в организации числятся на балансе земельные участки, здания или сооружения, а так же транспортные средства, восстановить полную информацию о них помогут ответы на запросы в соответствующие органы. Определить суммы начисленной амортизации и внести коррективы  поможет информация из налоговой отчетности по налогу на имущество организации. При отсутствии данных по объектам сроки их полезного использования и начисление сумм амортизации могут быть определены комиссией соответствующих технических специалистов. Инвентаризация указанного имущества может помочь восстановить обороты и остатки по счетам 01, 02, 04, 05, 07, 08, 58.

Для проведения инвентаризации в организации создается инвентаризационная комиссия. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации.

ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ОСТАТКОВ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ:

— входящие и исходящие товарные накладные и акты выполненных работ (оказанных услуг)

— банковские выписки, приходные и расходные кассовые ордера

— авансовые отчеты

— табеля учета рабочего времени, расчетные и платежные ведомости на выплату заработной платы

— книга учета доходов и расходов при применении УСН

— акты сверки с контрагентами

Проще всего подтвердить остатки по банковским счетам организации. Данная информация позволит определить остатки по счетам 51, 52, 57. Банковские выписки помогут  выявить платежи в бюджет и внебюджетные фонды, обороты по счетам 50, 70,71. Также у банков следует запросить информацию по предоставленным банковским кредитам, что позволит выявить обороты и остатки по счетам 66 и 67.

Обычно, в организациях имеются акты сверок не со всеми контрагентами. Поэтому необходимо провести сверку расчетов с поставщиками, покупателями,  с налоговыми и внебюджетными фондами.

Еще необходимо запросить у контрагентов копии договоров и первичных документов, если таковые  отсутствуют. Данная процедура позволит выявить обороты и подтвердить остатки по счетам 60, 62, 76, а также выявить обороты по счетам 90, 91.

 

3. ОТРАЖЕНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ОСТАТКОВ ПО БУХГАЛТЕРСКИМ СЧЕТАМ В ПРОГРАММНОМ ПРОДУКТЕ.

Для формирования полноценного баланса необходимо сформировать бухгалтерские проводки. Для формирования остатков по всем счетам бухгалтерского учета используется  вспомогательный счет 00. Например, для формирования первоначальной стоимости основного средства заносятся проводки (вводом начальных остатков – операция регламентированного учета):

Дебет 01 Кредит 00

Сумма амортизации, начисленная по основному средству, отражается записью:

Дебет 00 Кредит 02

И заключительной проводкой разносится размер нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), который определяется расчетным путем после разнесения остатков по всем счетам бухгалтерского учета.

При этом также с помощью вспомогательного нулевого счета формируются бухгалтерские проводки:

Дебет 00 Кредит 84 — отражена чистая прибыль (при положительной разнице между кредитовым и дебетовым оборотом)

Дебет 84 Кредит 00 — отражен убыток (при отрицательной разнице между кредитовым и дебетовым оборотом).

4. ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИСТРОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА.

Следует отметить, что для восстановления бухгалтерского учета некорректно использовать данные Книги учета доходов и расходов для УСН, так как в ней регистрируются только оплаченные операции (НК РФ ст.346.17). По данным Книги также невозможно определить остаток материалов  на складе, поскольку в налоговом учете «упрощенцы» учитывают материальные ценности после их оплаты  в независимо от того переданы они в производство или нет.

КТО МОЖЕТ ВОССТАНОВИТЬ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ?

Восстановление бухгалтерского учета всегда является сложным процессом, с которым может справиться только хороший специалист, обладающий опытом и пониманием особенностей проведения данной процедуры. Восстановление учета можно осуществить как силами своей бухгалтерии, а лучше воспользоваться услугами специализированной организации.

Кроме того, компании по оказанию бухгалтерских услуг знают обо всех нюансах законодательства, действовавших в «прошлых» периодах.

На стоимость учетных работ также влияет количество сформированных по итогам восстановления уточненных деклараций по различным видам налогов и сборов.

Специалисты нашей компании оказывают услуги по восстановлению учета любой сложности и вне зависимости от того, в каком плачевном состоянии пребывает бухгалтерия компании. Зачастую нам заказывают бухгалтерское сопровождение организаций, где учет велся ненадлежащим образом.

БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Бесплатная консультация в течении 30 минут